+7 916 322 20 34

Николай Буртов

Полтора месяца на Кубе

      Мне довелось побывать на Кубе в 2001 году в  составе творческой экспедиции, посвященной 100-летию установления российско-кубинских дипломатических отношений.  Владимир Николаевич Анисимов – Президент Бюро творческих экспедиций, будучи организатором, предложил мне поучаствовать. Я с радостью согласился поработать вместе с легендарными личностями: академиками  Переяславцем В.И.,  Никиреевым С. М., Поплавским Г.Г., Белашовым  А.М., Рыбкиным А.П., народными художниками  Поповым В.Б.,  Мироновым В.С, заслуженными художниками Петровым Ю.Д., Анисимовым В.Н., Яушевой О.Р., Зориным Л.Н. и др. 

Это незабываемое путешествие длилось полтора месяца.  Мы жили на берегу океана, в окружении экзотической природы - пальмы, кактусы, неизвестные нам ярко цветущие растения. Станислав Михайлович Никиреев любил работать с раннего утра,  обычно выбирал укромное местечко для работы, где его трудно было отыскать. Наученный большим опытом подобных поездок он прихватил с собой осеннее пальто и одевал его, работая где-то в тени. Особой его страстью было коллекционирование бабочек. При любой возможности он брал сочок и шел на охоту. Все, кто находились рядом, невольно становились соучастниками.  Станислав Михайлович собрал чуть ли не самую лучшую коллекцию бабочек в мире. Поплавский и Глахтеев в обязательном порядке делали утреннюю зарядку. Кто-то искал общения с местными жителями, пытаясь понять их философию. Владимир Иванович Переяславец – вот уж действительно легендарная личность, в минуты откровения  рассказывал о своей наполненной событиями трудной и интересной жизни. Будучи детдомовским мальчиком, попал в семью Кончаловских, поступил в институт им. Сурикова. Рассказывал, как П.П. Кончаловский ходил выручать его, чтобы не отчислили после некоторых шалостей. Попал под трамвай, с 18 переломами лежал в безнадежном состоянии.  Благодаря связям П.П. Кончаловского сам профессор Юдин делал ему несколько операций. Так он выжил и даже сумел пройти медкомиссию и попасть в летное училище, стать летчиком. Воевал и участвовал в воздушном параде в 1945 году над Красной площадью.  Интересно было наблюдать, как он работает. Как бы небрежно, быстро и особо не мучаясь над составлением колера, краску клал точно, и в итоге работа получалась гармоничная, свежая, без замылов. Мы с Поповым и Мироновым по возможности ездили писать старую Гавану. Город поразительный своей энергетикой. Жизнь кипит. Кубинцы очень эмоциональные. Пишешь этюд часа четыре, и четыре часа вокруг тебя стоит восторженная толпа и громко участвует в процессе. У людей достатка особого нет, и с продуктами напряженно. Но, что удивительно, люди с хорошим настроением, доброжелательные. Кубинки одеваются ярко, стараясь подчеркнуть свои достоинства.  Где-то зазвучит музыка, тут же появляются танцующие. Благо ром продается на каждом шагу и доступен.

       После трудового дня хотелось расслабиться. Мы играли в карты в дурака. Поплавский Г.Г. постоянно проигрывал и недоумевал по этому поводу. Потом выяснилось, что Попов В.Б. передает карты Никерееву С.М. под столом. Жульничество раскрыли, и злодеи были наказаны.

        Мы перемещались по острову, делая этюды, портреты, зарисовки.  Посетили Гавану, Кохимар, Матансас, Эль-Абра, Эль-Морро и другие замечательные места. Старая Гавана мне как живописцу наиболее была интересна. Это город контрастов. Несколько обветшалые, но очень красивые и величественные здания, построенные еще испанцами. Автомобили самых разных моделей, в основном ретро, но очень ухоженные.

         По приезду на Кубу, мы сделали выставку из тех работ, которые привезли с собой. Выставка проходила в центре Гаваны в зале, явно для этого не предназначенном. Высота потолка метров 20. Работы вешали сами. Рабочие, которых дали нам в помощь, с интересом наблюдали. Но выставка прошла на высоком уровне. Присутствовали члены правительства, посольства, военные. Были приглашены также кубинские художники. Они рассказывали о годах учебы в Москве и С-Петербурге. Очень тепло и с благодарностью говорили о нашей стране. Большой  интерес на выставке вызвали зимние пейзажи – снег для них что-то непонятное, удивительное. Как принято, был и фуршет,  прекрасный с открытой и дружеской атмосферой.

        По возвращении в Москве в Российской академии художеств была организована выставка под названием «Антильская  жемчужина» - это своего рода отчет о проделанной работе. Российский зритель имел возможность увидеть эту далекую страну глазами художников.  Эта история также имела продолжение. В 2022 году в Москве в Государственном музее современного искусства была открыта выставка –  «О, Гавана! Транзит…», посвященная 500-летнему юбилею кубинской столицы, в которую вошли более 150 произведений российских художников, побывавших на Кубе в разное время. А затем она была показана в музейных залах Нижнетагильска, Екатеринбурга, Тюмени, Томска, Кемерово, Новокузнецка, Рязани, Барнауле, Владивостока. Выставку посетили более 43000 человек, что свидетельствует о том, что нам в России близок и интересен этот маленький и далекий остров.

Написано на Кубе

 

Всероссийский ежеквартальный познавательный журнал №1, 2024 январь-март

                                                         

 

Николай Владимирович Буртов. Реалистическая живопись. Русский импрессионизм. Московская школа.

 


При использовании материалов сайта, ссылка на burtov
.ru обязательна. 
Права на все произведения живописи, опубликованные на сайте, принадлежат их автору Буртову Николаю Владимировичу.

Copyright © burtov.ru 2006 Все права защищены