+7 916 322 20 34

 

Роман Тельпов

Писать - для меня праздник

       В выставочном зале «Замоскворечье» прошла выставка работ Заслуженного художника России Николая Буртова. На выставке были представлены работы, созданные за последние пять лет. В основном это были образы старых русских городов: Боровск, Тутаев, Ростов Великий, Коломна, Суздаль, также в экспозиции присутствовали натюрморты и несколько работ, созданных в Венеции.  Новая выставка живописи Николая Буртова (совместно со скульптурами Андрея Волкова) будет проходить  с 2 по 21 февраля в Подольском выставочном зале (г. Подольск, Проспект Ленина, 113/62).

Россия - ее столица и ее малые города – составляют одну из основных тем творчества Николая Буртова. Живопись Николая Буртова – живопись изменчивых состояний  - вибрирующая, перетекающая, чутко реагирующая на малейшие изменения в колорите и душевном настрое окружающий среды.Буртов, пейзаж, старый дом

К этой живописной манере художник шел путем долгих творческих исканий, начиная с добротных жанровых картин, таких как «На работу», «Свадьба» и «Праздники». Где-то с конца восьмидесятых - начала девяностых годов начался новый виток творческого пути художника, по которому, во многом, Николай Буртов идет и по сей день. Своего рода программным произведением на этом новом этапе стала картина «Старый дом», написанная в 1990 году. Именно образ старого дома явился средоточием одной из основных философских проблем, которые будут волновать художника впоследствии – проблему эту можно определить как «человек и время». Неким подобием «абсолютно черного тела» вобравшим в себя судьбы всех проживавших в этом месте людей, выступает на картине старый дом. Огромный, темный, будто вросший в землю. Неумолимое течение времени не может поколебать этот дом, поскольку воплощением времени является он сам. Образ старого дома на одноименной картине Николая Буртова больше напоминает символ, словно существующий вне времени и пространства.                      

Позднее образы и состояния на холстах художника Николая Буртова обрели конкретность и осязаемость. Художник пишет конкретные, узнаваемые места – Москву, старые российские города и усадьбы. Старается всегда как можно точнее передать состояние природы в определенное время года и определенное время суток. В передаче мимолетных и неуловимых состояний природы Николай Буртов – настоящий мастер. В равной мере ему подвластны и таинственность предновогодней ночи («Предновогодняя ночь», 2005) Буртов, ночной пейзаж, живопись, зимний пейзажи промозглость осенних дождей («Пошли дожди», 2006), и веселое, беспокойное время начала весны («Весна в Михайловском», 2011). Мимолетные состояния природы в пейзажах Николая Буртова всегда словно представлены перед лицом времени, знаками которого выступают творения человеческих рук – старинные церкви, дома. Несомненно, что изображаемых художником мгновений они пережили очень много, и очень много еще переживут. Еще одним образом, воплощающим размышления художника о времени, является образ Москвы-реки. На картинах Николая Буртова – это подлинная река жизни, медленно, но настойчиво и неумолимо несущая свои воды. Ее величественность и основательность подчеркивается расположенными по берегам соборами и Кремлевской стеной. Соприкосновение мимолетного и вечного является тем контрапунктом, что всегда наполняет работы Николая Буртова оттенками легкой задумчивости и светлой грусти. Вместе с тем, сам художник говорит, что писать для него – «всегда праздник». И настроение праздника особенно отчетливо исходит от его натюрмортов. Не бесшабашного веселья, затмевающего разум и побуждающего забыть обо всем, но уютного семейного чаепития с самоваром, вынесенным в сад, с белоснежными чашками и блюдцами, с букетом пионов и разрезанным арбузом – простые предметы, расставленные на столе, умело подобранные по композиции и цвету, соединяются в единый образ, одухотворенный сокрытым в нем чувством гармонии с собой и окружающим миром.

Еще одной гранью творчества Николая Буртова являются его пейзажи, написанные во время творческих экспедиций по разным уголкам мира. Кисть Николая Буртова с замечательной точностью преподносит нам и пышность индонезийских тропиков, и одуряющую атмосферу кубинской сиесты, нарядность и праздничность пейзажа венецианского, великолепно воссоздает сдержанный и элегантнывй облик Парижа. Мы словно присутствуем при разгадке цветового кода тех мест, где довелось побывать художнику, и это всегда захватывающе и интересно. Но где бы не находился художник и что бы он не писал, во всех его работах просматривается рука истинного мастера, человека с цельным мировоззрением, бесконечно влюбленного в Россию.

2013 г.

 

 Николай Владимирович Буртов. Реалистическая живопись. Русский импрессионизм. Московская школа.

 


При использовании материалов сайта, ссылка на burtov
.ru обязательна. 
Права на все произведения живописи, опубликованные на сайте, принадлежат их автору Буртову Николаю Владимировичу.

Copyright
 © burtov.ru 2006 Все права защищены