+7 916 322 20 34

 

Роман Тельпов

Писать - для меня праздник

       В выставочном зале «Замоскворечье» прошла выставка работ Заслуженного художника России Николая Буртова. На выставке были представлены работы, созданные за последние пять лет. В основном это были образы старых русских городов: Боровск, Тутаев, Ростов Великий, Коломна, Суздаль, также в экспозиции присутствовали натюрморты и несколько работ, созданных в Венеции.  Новая выставка живописи Николая Буртова (совместно со скульптурами Андрея Волкова) будет проходить  с 2 по 21 февраля в Подольском выставочном зале (г. Подольск, Проспект Ленина, 113/62).

Россия - ее столица и ее малые города – составляют одну из основных тем творчества Николая Буртова. Живопись Николая Буртова – живопись изменчивых состояний  - вибрирующая, перетекающая, чутко реагирующая на малейшие изменения в колорите и душевном настрое окружающий среды.Буртов, пейзаж, старый дом

К этой живописной манере художник шел путем долгих творческих исканий, начиная с добротных жанровых картин, таких как «На работу», «Свадьба» и «Праздники». Где-то с конца восьмидесятых - начала девяностых годов начался новый виток творческого пути художника, по которому, во многом, Николай Буртов идет и по сей день. Своего рода программным произведением на этом новом этапе стала картина «Старый дом», написанная в 1990 году. Именно образ старого дома явился средоточием одной из основных философских проблем, которые будут волновать художника впоследствии – проблему эту можно определить как «человек и время». Неким подобием «абсолютно черного тела» вобравшим в себя судьбы всех проживавших в этом месте людей, выступает на картине старый дом. Огромный, темный, будто вросший в землю. Неумолимое течение времени не может поколебать этот дом, поскольку воплощением времени является он сам. Образ старого дома на одноименной картине Николая Буртова больше напоминает символ, словно существующий вне времени и пространства.                      

Позднее образы и состояния на холстах художника Николая Буртова обрели конкретность и осязаемость. Художник пишет конкретные, узнаваемые места – Москву, старые российские города и усадьбы. Старается всегда как можно точнее передать состояние природы в определенное время года и определенное время суток. В передаче мимолетных и неуловимых состояний природы Николай Буртов – настоящий мастер. В равной мере ему подвластны и таинственность предновогодней ночи («Предновогодняя ночь», 2005) Буртов, ночной пейзаж, живопись, зимний пейзажи промозглость осенних дождей («Пошли дожди», 2006), и веселое, беспокойное время начала весны («Весна в Михайловском», 2011). Мимолетные состояния природы в пейзажах Николая Буртова всегда словно представлены перед лицом времени, знаками которого выступают творения человеческих рук – старинные церкви, дома. Несомненно, что изображаемых художником мгновений они пережили очень много, и очень много еще переживут. Еще одним образом, воплощающим размышления художника о времени, является образ Москвы-реки. На картинах Николая Буртова – это подлинная река жизни, медленно, но настойчиво и неумолимо несущая свои воды. Ее величественность и основательность подчеркивается расположенными по берегам соборами и Кремлевской стеной. Соприкосновение мимолетного и вечного является тем контрапунктом, что всегда наполняет работы Николая Буртова оттенками легкой задумчивости и светлой грусти. Вместе с тем, сам художник говорит, что писать для него – «всегда праздник». И настроение праздника особенно отчетливо исходит от его натюрмортов. Не бесшабашного веселья, затмевающего разум и побуждающего забыть обо всем, но уютного семейного чаепития с самоваром, вынесенным в сад, с белоснежными чашками и блюдцами, с букетом пионов и разрезанным арбузом – простые предметы, расставленные на столе, умело подобранные по композиции и цвету, соединяются в единый образ, одухотворенный сокрытым в нем чувством гармонии с собой и окружающим миром.

Еще одной гранью творчества Николая Буртова являются его пейзажи, написанные во время творческих экспедиций по разным уголкам мира. Кисть Николая Буртова с замечательной точностью преподносит нам и пышность индонезийских тропиков, и одуряющую атмосферу кубинской сиесты, нарядность и праздничность пейзажа венецианского, великолепно воссоздает сдержанный и элегантнывй облик Парижа. Мы словно присутствуем при разгадке цветового кода тех мест, где довелось побывать художнику, и это всегда захватывающе и интересно. Но где бы не находился художник и что бы он не писал, во всех его работах просматривается рука истинного мастера, человека с цельным мировоззрением, бесконечно влюбленного в Россию.

2013 г.