+7 916 322 20 34

Павел Фефилов.

Искусствовед, член Союза художников РФ

«IMPRESSION» В "ТЕКСТИЛЬЩИКЕ"

         - У Буртова есть что-то от Грабаря, - сказал после выставки художник Бурцев (Из диалога).

  

  Удалая тройка ржевских живописцев, живущих на левом берегу Волги (Гриц, Росляков и Бурцев) с удовольствием погрузились в «Фольксваген» последнего и отправились в клуб «Текстильщик» - обозревать вернисаж москвича, заслуженного художника Николая Буртова. Его картины можно смело внедрять в экспозицию «Музея русского импрессионизма», что существует в Москве с 2015 года и базируется на бывшей конфетной фабрике «Большевичка». А теперь, благодаря неукротимой энергии Ирины Аввакумовой (по принципу, озвученному в горьковской «Старухе Изергиль»: «В жизни всегда есть место подвигу!), они прописались на Ральфе. Где и как она вычислила талантливого живописца, остается лишь догадываться, но главное – творения Буртова, одно другого мощнее и ярче, дружно заполнили пространство двух рекреаций клуба.

 

Впечатление, что попал в музей русского импрессионизма, не подвело, а лишь разожгло жажду впитывать зелень каналов Венеции и стройных мачт севастопольских яхт.

Николаю Буртову пошёл седьмой десяток, то есть он значительно старше, чем Глушенко и Росляков, но ровесник Грица. При этом создал неизмеримо больше, хотя окончил всего лишь Московское художественное училище памяти 1905 года. Зато уже в 45 лет был принят в члены МОСХА (не путать с ТСХ), в пятьдесят стал заслуженным художником, а если проследить его рост далее, в пятьдесят шесть получил диплом Академии художеств и золотую медаль СХР «Духовность. Традиции. Мастерство.»

Звезда, упавшая на его судьбу, повела его дальше, в загранпоездки по Европе и обеим Америкам, от Севера до Юга, - вкупе с выставками. Можно предположить, что везде он встречал искреннее восхищение – не только за «беглость руки», но и за видение внутреннего мира, который дается Богом далеко не каждому.

«Плутает, высматривает и счастлив от скитаний», - писал А. Федоров в романе «Природа» о пейзажисте Плотникове, как будто знал и о Буртове. «Импрессионизм – солнце, радость, движение» - говорится в письме посетившего Париж Кустогдиева дочери.

«Весна в Крыму», как и большинство работ, представленных на выставке, написана в 2017 году. Характерна исполнением, выражаясь Крымский пейзаж, картина маслом на холсте Н. Буртовамузыкальным термином, «крещендо» - это когда цвет взят в полную силу, не оставляя места для полутонов. Художник явно тяготеет к экспрессии: яркий ультрамарин с кобальтом и примесью зеленого, как составляющая морских глубин, гасится горячим красным кадмием крыш переднего плана.

Позиция зрителя легко просматривается приглашением войти во взаимодействие с изображенными на картине домами, улочками, кипарисвми, но это уже вдали – почти как у Новоторцева в его крымских новелах. Иллюзия пространственной глубины достигается за счет динамичного движения береговой полосы – естественной эвольвенты природы, но не скучной, а разбитой тенью скал, что придает живость композиции. Широта форм не лишает картину изящества, богатства света и цвета, но это скорее относится к другой работе «Солнце в Венеции», в которой образы подчиняются ритму: розовые, желтые, зеленоватые, синие – всё на одной стене освещенного, с ажурными балконами здания. Композиция развернута на плоскости, по которой ударила тень, она не серая, не синяя, и даже не красная, а в смеси краплака с умброй жженой. Но при этом держится и звучит, притягивая взгляд, не противореча перспективе улицы, а дополняя ее.

В «Городе на воде» (читай: Венеции) автор воспел популярный «Мост вздохов», при чем без акцента на его архитектурных особенностях. Композиция создана силой воображения Буртова, не повинующегося никаким законам. Хотя вертикалиВенеция, Venezia, пейзаж, художник Николай Буртов домов вкупе с неизбежной зависимостью от цвета, демонстрируют пиетет, достойный уважения.

Оптимистическое цветовое решение, сочетание объемов и плоскостей выдают в авторе глубинные знания законов архитектуры, что не так часто встречается среди живописцев. Свет в картине играет акцентирующую роль, он контрастный, лепящий объём, с четким направлением – слева направо. Силуэты изображенных фигур слева взяты темно-коричневым мазком, ритмически разбиваемым головными уборами туристов. Мазок не противоречит апофеозу бодрости , идущему от холста – напротив, сплавлен в единый мираж.

Николай Буртов, картины маслом на холсте от автора, реалистическая живопись«Дом Тинторетто» стоит особняком в цикле произведений Буртова, потому как в Италии он сохранился только чудом. Хотя – чему удивляться: Венецию фашисты не бомбили, революций там не было. Тинторетто – представитель венецианской школы XVI века. Он, как и его соратники Тициан, Джорджоне, Веронезе, прославляет расцвет Венеции как государства в государстве. Тинторетто стал очевидцем поражения Венеции в битве с захватчиками-турками, когда был положен конец её морскому могуществу. Это событие наложило отпечаток на всё его творчество. Если у Тициана деревья принимают человеческий облик, то у Тинторетто появляется необычное для того времени явление – хаос материи: низвергающиеся потоки, стихия и борьба человека с ней, бури, грозы и, как результат, – его победа.

К «Дому Тинторетто» толпами идут паломники. В картине Буртова они показаны одним цельным, чуть раздробленным пятном, хотя на фоне темпераментных зданий, соответствующих духу времени, видится явное опрокидывание в сторону авангарда. Границы цветовых пятен скрадены и не совпадают с границами объемов – импрессионизм не терпит сухих линий. Художник оперирует большими массами цвета, не прибегая к маленьким мазочкам.  Колорит поднят на недосягаемую высоту фортиссимо, как в музыке Шостаковича, его «Ленинградской симфонии».

Можно выделить ритмические повторы тёмно-красного кадмия, доведенного до апогея цветовой доминанты. Фактура поверхности – пастозная, отдельные мазки неразличимы, написаны жёсткой большой щетиной, что создает мистическое ощущение света, ошеломляющее зрителя.

В работе «Париж. Улица Лазар» (у Буртова с некоторым оттенком превосходства от знания французского языка она названа «Рю Лазар») Paris, Париж, город, картина с видом парижской площадивновь показана толпа праздничных людей. Все в белом, как в фильме «Бег», когда переодетый в белое генерал Чернота (артист Михаил Ульянов), выиграв в карты крупную сумму, сказал: «Пейте шампанское, господа нищие, - я угощаю!».

Эту улицу, как и «Вокзал Сен-Лазар» не писал только ленивый. Наш тверской академик Николай Давыдов в приватном телефонном разговоре сообщил мне, что продал картину с таким сюжетом министру обороны Шойгу за двести тысяч рублей, с чем я его поздравил. Свое имя, без которого за такую сумму картину не продать, он сделал сам, хотя ещё не так давно возглавлял выставкомы провинциалов в Союзе художников.

«Великий Устюг в снегу» - место для пленэров российских художников. Множество храмов, красных крыш и цветных домов, что радует глаз художников. Скорее всего Устюг и познакомил И. Аввакумову с Н. Буртовым, а последний пленился жгучим почерком ржевской художницы с Ральфа и уважил ее своим доверием, доставив удовольствие зрителю.

Сравнивая Буртова с Грабарем, как заметил Руслан Бурцев, могу отметить: сравнение не в пользу последнего, хотя многогранность Игоря Грабаря, родоначальника реставрационной школы, основателя Института теории искусств, автора монографий и многотомного труда по искусству, трудно переоценить.

Жаль, что наш обыватель тяжёл на подъем, а потому не спешит побывать на выставке Николая Буртова. Этим и отличается столичный зритель от провинциала. Помнится очередь на «Девочку с персиками» Валентина Серова тянулась на километры, а к Музею русского импрессионизма (чему я свидетель) подходили за долго до открытия.

 

“РЖЕВСКАЯ ПРАВДА” 28.06.2018  Стр.14

 

 

 

Николай Владимирович Буртов. Реалистическая живопись. Русский импрессионизм. Московская школа.

 

 


При использовании материалов сайта, ссылка на burtov
.ru обязательна. 
Права на все произведения живописи, опубликованные на сайте, принадлежат их автору Буртову Николаю Владимировичу.

Copyright
 © burtov.ru 2006 Все права защищены

 

.